11:18 

Подборка статей

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Дмитрий Карабельников, Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2013
Прочь, нечистая сила! Зачем наши предки ночевали на кладбище?

Представления о покойниках как властителях над дождем

Зрячесть и слепота в контексте славянских поверий о покойниках

Обычай "будить покойника"

Противоречивое отношение к смерти в славянской традиции: боязнь и почитание покойников
читать дальше

Антропоморфные изображения умерших в контексте ритуальных практик

Обряд "перепекания"

В восточнославянских версиях сказки "Мальчик и ведьма" встречается следующий эпизод. Ребенок (Ивашка, Жихар­ко, Филюшка и т. д.) попадает в дом к Бабе-Яге или ведьме, которая поручает своей дочери изжарить его: «Дочь истопила жарко печку, взяла связала Филюшку и положила на лопату, и только хочет пихпуть его в печку -он упрет да и упрет в чело ногами. "Ты не так, Филюшка!"-сказала дочь яги-бурой. "Да как же!-говорит Филюшка.-Я не умею".-"Вот как, пусти-ка, я тебя научу." - и легла на лопату, как надо, а Чуфиль Филюшка был малый не промах: как вдруг сунет ее в печь и закрыл заслоном крепко-накрепко".
Хотя происхождение этого и подобных сказочных эпизодов уже возводилось исследователями к архаическим ритуалам (инициация, похороны), никто, кажется, не обратил внимания на его близкое сходство с ритуалом «перепекания» ребенка, широко известным у восточных славян.
В наиболее общем случае ритуал заключается в том, что грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Обычно так поступали с младенцами, больными рахитом или атрофией, а согласно народной терминологии, собачьей старостью или сухотами. По наблюдениям Т. Я. Ткачева, "под понятие сухот подводится целый ряд болезней желудочно-кишечного тракта, которые ведут к истощению детского организма".
В России ритуал был известен преимущественно в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях (Владимирская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Казанская, Симбирская, Пензенская, Саратовская, Тульская, Орловская, Воронежская), а также в Сибири. На Украине ритуал известен на Подолье, в Волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской обл.
читать дальше
*
Русская печь в обрядах, связанных со смертью

Печь у славян ассоциировалась с культом предков, осмыслялась как место обитания "душ", и вместе с тем выполняла функции "очищения от смерти". На Украине , в Белоруссии и Польше принято, вынув хлеб из печи, положить туда одно, два или три полена для того, чтобы по ним на "том свете" перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой, чтобы по этому полену вылезти из пекла, чтобы смерть могла по ним убежать, когда будет возвращаться к себе в пекло после посещения дома, чтобы хлеб не выводился, "чтобы не зевала печь", т. е. не было голода. Треск и гудение в печи обозначали, что "души родных или просят о помощи, или, вместо ада, мучатся в домашней печи". По польскому поверью, когда умирает человек, его душа год и шесть недель пребывает на покаянии в хлебной печи, а по окончании этого срока идет на "тот свет"; поэтому нельзя жарко топить печь после того, как кто-нибудь умрет.
Когда умирал человек, открывали заслонку печи, как бы предлагая его душе выйти наружу. Иногда говорили, что во время агонии нужно открыть двери, а печь, наоборот, закрыть; если же душа вылетит в печь, то она попадет к черту, а не к Богу. Во время календарных поминок открывали заслонку, "бо деды кроз комин пийдут". Большим грехом считалось умереть на печи, поскольку "печь - это ладонь Божья". В Заонежье вещи, оставшиеся от покойника, сжигали на костре в огороде; в "чистом" огне печи их жечь запрещалось.
При выносе гроба оставшиеся дома дети смотрели в печку, засунув в нее голову, "чтобы не видеть покойника и скоро не умереть". После выноса гроба родные заглядывали в печь, в подполье со словами: "Ух, нету!"; жена три раза выкрикивала имя покойного в печную трубу, чтобы он не встал. Вернувшись с похорон, заглядывали в печь или дотрагивались до нее, "чтобы не бояться умершего", "чтобы не было страшно", "чтобы меньше тосковать о покойнике, быстрее его забыть", "чтобы смерть онемела как печь, и чтобы околели клопы, прусаки и тараканы", "чтобы не было больше в доме покойников"; очищались на печке со словами: "Смерть, бери тараканов, а не людей". Если человек сильно тосковал по умершему, то его заставляли смотреть в печную трубу, чтобы скорее забыть усопшего.
Считали, что можно увидеть "дедов", если во время поминок посмотреть с печи через хомут; таким зрением обладают женщины и дети, а также те, кому суждено вскоре умереть. По поверью из Новгородской губернии, на 40-й день после похорон во время панихиды ребенок, сидя на печном столбе, может увидеть душу умершего.
(По материалам А. Л. Топоркова)
+Перепекание детей+

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

18:17 

lock Доступ к записи ограничен

Gally
Ou lou lou
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

21:45 

Доступ к записи ограничен

сукровица
i just want skateboard bruises late night video games
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

02:19 

некто лукас
книжечка беньямина о кафке вкупе с теплом на улице встряхнула и оживила, разворошила затёкшую голову. люблю их обоих безумно, бедных неудачников.
по-настоящему хочется разобраться, и ещё хочется заняться диссером, хочется увидеть и послушать л.
заранее щемит от того, что всё получится не так хорошо, как хотелось бы, но желание от этого не исчезает.
отрывочки из беньямина:


... с приходом Мессии, о котором один великий раввин некогда сказал: он не станет изменять мир всею своею мощью, он лишь чуть-чуть подправит его в мелочах.

[У Кафки и Пруста] субъект приобретает защитную окраску планеты, которой в грядущих катастрофах суждено поседеть от ужаса.

Само собой разумеется, "Процесс" - произведение неудавшееся. Он представляет собой чудовищную помесь между сатирической и мистической книгами. Сколь ни может быть глубока перекличка между обоими этими элементами - могучая буря богохульства, проходящая через средневековье, это доказывает, - они не в состоянии соединиться в одном произведении, не запечатлев у него на лбу клеймо неудачи. ... богохульственный пуант "Процесса": жизнь, которой человека наделяет Бог, есть наказание человеку за забвение, однако сам процесс наказания только мешает человеку что-либо вспомнить.

размышления беньямина о кафке оказались поразительным образом витальными - более витальными и светлыми. чем предполагалось. соглашаясь вроде бы с гершоом шолемом в переписке, он всё-таки идёт совсем по другому пути и находит у кафки совсем другое. шолем-то как раз делает вполне ясные и очевидные выкладки:

Я бы тебе в этой связи посоветовал любое исследование о Кафке выводить из книги Иова или по меньшей мере из рассуждения о воз­можности существования божественного приговора, ко­торый, на мой взгляд, и является единственным предме­том творчества Кафки, как темы художественного произведения. С этих же точек зрения, по моему мнению, надо описывать и языковой мир Кафки, который в смыс­ле его родства с языком Страшного суда можно считать каноническим, если иметь в виду прозу. Мысли, кото­рые я много лет назад высказал в своих, известных те­бе, тезисах о справедливости, в приложении к языку ста­ли бы главной путеводной нитью моих рассуждений о Кафке. Как можно, будучи критиком, что-то говорить о мире этого человека, не поставив в центр проблемати­ку учения, именуемого у Кафки законом, для меня бы­ло бы загадкой. Так должна бы, наверно, если она вообще возможна (вот она — заносчивость гипотезы!!!), выглядеть моральная рефлексия галахиста, который попытался бы создать языковую парафразу божественного приговора. Здесь нам вдруг явлен в языке мир, в котором нет и не может быть избавления — пойди и растолкуй всё это го-ям! Полагаю, в этом пункте критика твоя будет ничуть не менее эзотерична, чем ее предмет: никогда и нигде свет откровения не горел столь же беспощадно. Это и есть те­ологическая тайна совершенной прозы. Ведь потрясаю­щая фраза о том, что Страшный суд — это скорее сослов­ное право, если не ошибаюсь, тоже именно Кафке принадлежит.

очень точное, из письма беньямина:

Вот почему у Кафки ни о какой мудрости больше и речи нет. Остаются только продукты ее распада. Таковых продукта два: это, во-первых, молва об истинных вещах (своего рода теологическая газета сплетен и слухов, повествующая о кривотолках и давно забытом); второй продукт этого диатеза - глупость, которая хоть и без остатка растранжирила присущее мудрости содержание, но зато рьяно собирает и бережет все то внешне достоверное и привлекательное, что разносится молвою во все стороны. Глупость - это сущность всех кафковских любимцев, от Дон Кихота и недотеп-помощников до животных. (Быть животным для Кафки, очевидно, означало нечто вроде стеснительного отказа от человеческого образа и человеческой мудрости. Это та же стеснительность, что не позволяет благородному господину, оказавшемуся в дешевом кабаке, вытереть поданный ему нечистый стакан.) Во всяком случае, для Кафки было бесспорным: во-первых, что на помощь способен только глупец; и, во-вторых, что только помощь глупца и есть настоящая помощь. Неясным остается только: достигает ли вообще эта помощь людей? Или она способна помочь скорее только ангелам (сравни раздел VII на с. 209 в биографии Брода, где говорится об ангелах, для которых найдется дело), чья жизнь тоже идет иначе. Ибо, как говорит Кафка, в мире бесконечно много надежды, но только не для нас. Эта фраза и вправду отражает надежду Кафки. В ней - источник его светлой веселости.

два (сопрягаемых вполне) варианта интерпретации животных мотивов
1) вариант крафта:

В моем понимании все его истории с жи­вотными - скорее подсобное средство для изображения непостигаемости эмпирическо-метафизических взаи­мосвязей
2) вариант беньямина:
звери - вместилища забвения, не ведающие законов этого мира
адорно, кстати, мыслит немоту животных как нечто позитивное, как ступеньку к высокому/хорошему/освобождающему, т.е. музыке

замечание адорно о жестах и театральности:
этот всемирный театр, поскольку играют в нем только для Бога, не терпит никакой точки зрения извне, для которой он был бы всего лишь сценой; как невозможно, по Вашим собственным словам, повесить в раме на стене настоящее небо вместо картины, столь же мало возможна и сама сценическая рама для такой сцены (разве что это будет небо над ипподромом), а посему к концепции мира как "театра" избавления, в самом безмолвном подразумевании этого слова, конститутивно принадлежит и мысль, что сама художественная форма Кафки (а отрешившись от идеи непосредственной поучительности, как раз художественную форму Кафки проигнорировать никак нельзя) к театральной форме стоит в крайней антитезе и является романом.

хельмут кайзер о произведениях кафки:
В замкнутости своего символического содержания сопоставимы со сказками и мифами.

по брехту:
у кафки - одна-единственная тема:
изумление человека, который сам по себе по неизбежности вынужден реагировать на почти непостижимые изменения бытия, которыми дают о себе знать проявления законов диалектики

@темы: цитаты

05:29 

Доступ к записи ограничен

.rotten
we are such stuff as dreams are made on
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

17:16 

Доступ к записи ограничен

Игрушечный гидальго
Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи. Мы не знаем, живы ли мы еще
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

20:32 

Devon Aoki by Nick Knight

борис моисеев
хуй
Знаменитое фото Девон Аоки в платье из коллекции Александра Маккуина весна-лето 1997

 photo Devon Aoki by Nick Knight_zps2sr1fhat.jpeg

©

@темы: ph: Nick Knight, model: Devon Aoki

23:29 

Доступ к записи ограничен

katherine-in-the-trunk
혼토니야메떼쿠다사이
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

20:38 

Доступ к записи ограничен

Кондрат Касьяныч
Плебейский дегенерат
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

14:20 

Jeanne dArc
space hobo
Пейринг, который всегда со мной.


@темы: видео, сериалы

21:52 

lock Доступ к записи ограничен

Pikopiko
角の店を探し中
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

18:45 

lock Доступ к записи ограничен

D. ~munashii
☥ ♠
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:18 

№52. Февраль и дедулина голова в полёте

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Погода мутная, гнилая, больная. Звон в ушах, звезды в глазах, Февраль на излете представляется тощим серокожим мужиком в татуировках с длинным синим языком, которым он слизывает остатки снега, как крэк. И почему-то вспомнил я про голову моего дедули в музее - представил, как она катается ночами по пустым петербургским проспектам - перекати-поле на февральском ветру - нос сплющен, зубы выбиты, уши истрепались об асфальт. Может, вытребовать мне его для приличных похорон? Но, во-первых, какие похороны могут считаться приличными для дедули? Собакам его скормить для улучшения кармы? Во-вторых, есть у меня подозрение, что его лучше не трогать, как могилу Чингисхана, а то похоронишь, и глядь - новый Амурсана объявится среди монголов, китайцев или казахов, и куда он отправится бунтовать - Бог весть.

@темы: И на луну не голоси, Жизнь

22:46 

Доступ к записи ограничен

Игрушечный гидальго
Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи. Мы не знаем, живы ли мы еще
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:36 

№ 48. Хэппи бездна ту ю

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Несколько дней подряд я копался в русских генеалогиях и по фотографиям Юсуповых перешел на некий форум.

Сначала меня слегка удивило, что Сталин считается сыном Феликса Юсупова-старшего (сходство есть, я признаю), потом я прочел, что Татьяна (сестра Зинаиды) - мать Феликса-старшего, Зинаида - "правнучка родной сестры" и одновременно великая княгиня Мария Павловна, "Фауст" Гете написан об Эльстонах и их борьбе с негреями-евреями, но Зинаида тоже, возможно, негрей-еврей и жена Ротшильда (и не его одного).

Мой слабый мозг зашипел и издох, но глазами я продолжал читать, как загипнотизированный:

"Сумарокова переименовывают посмертно и переписывают его в Фридриха Гогенцоллерна, он же Николай I, он же Александр II, он же "Юсуповы", он же Наполеон (все трое), он же Стенька Разин и Емельян Пугачев в одном флаконе. Но похоже, что это ещё не все двойники Сумарокова - Гогенцоллерна, потому существуют ещё указания на других двойников Сумарокова - Гогенцоллерна - Roma' нов. Судя по тому, что выплывает по биографии Сумарокова - Гогенцоллерна - Наполеона, личностью он был незаурядной и подлежит пристальному вниманию и рассмотрению. Я думаю, что именно Сумароков даст ответ на все тайны французской революции. "

Затем я погрузился в мир подлинной истории человечества. Делюсь со всеми, комментариев не будет:


@темы: Я такой нежный, нах мне это показывают?

13:43 

Доступ к записи ограничен

косноязычие
это не я становлюсь хуже, это ты лучше меня узнаешь
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

23:30 

lock Доступ к записи ограничен

Сехмет
Whiskey-Cola is for pussies. Vodka-Vodka is our choice
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

11:14 

Памятка себе и другим

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Когда ссылаешься на какой-либо научный источник в гуманитарных сферах, крайне важно помнить три вещи (на самом деле, их сильно больше, чем три, но у меня в основном проблема с этими тремя):
1. Указывать, о каком именно обществе говорится в статье. Если авторы, скажем, пишут об изменении принципов воспитания детей в Нигерии, то как бы вам ни казалось, что это изменение вполне универсально, укажите, что авторы все-таки имеют в виду именно Нигерию.
2. Придерживаться по возможности той терминологии, которая фигурирует в источнике и не заменять термины на другие. Если замена все-таки наличествует, отдельно ее оговаривать. Например: автор говорит о маленьких сообществах в университетской среде, а я хочу применить его теорию на меньшинства вообще.
3. Разграничивать слова автора и свои слова. Автор говорит то-то и то-то на основе таких-то примеров. Я из этого делаю такие выводы и дополняю такими примерами.
Это сильно облегчает понимание твоей точки зрения и упрощает аргументацию.

18:50 

lock Доступ к записи ограничен

Gally
Ou lou lou
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

23:58 

Доступ к записи ограничен

Колокольчик фарфоровый
Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Pleasure Land

главная